Школа чуть вдали, наша 23, что от центра Понемногу процветает и традиции хранит Вам расскажем мы о том, Как все вместе тут живём Про то, с чего всё начиналось, как развивалось и росло, Про то, чем мы гордиться можем, Как знания свои умножим.
Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.
Главная
Школьный форум
О нас
История школы
Мы сегодня
Муниципальное задание
Расстановка педагогических кадров МКОУ СОШ №23
Педагогический коллектив
Администрация
Педагогический коллектив
Наши ветераны
Нормативно-правовая база
У С Т А В
Лицензия
Свидетельство
Свидетельство право на собственность здание МКОУ СОШ № 23
Свидетельство право на собственность земля МКОУ СОШ № 23
Свидетельство право на собственность здание Сафроновская НОШ
Свидетельство право на собственность земли Сафроновская НОШ
Положение о лагере с дневным пребыванием детей
Положение о посещении учебных занятий администрацией школы и иными участниками образовательного процесса
Положение о рейдах по микрорайону муниципального общеобразовательного учреждения
Положение о родительском комитете
Положение о службе комплексного сопровождения обучающихся
Положение об общешкольном и классных родительских собраниях
Положение о методическом объединении
Правила пользования библиотекой МКОУ СОШ № 23
Правила внутреннего распорядка МКОУ СОШ № 23
Положение об условиях обучения учащихся по индивидуальным планам МКОУ СОШ № 23
Положение об организации питания обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение об организации индивидуального обучения детей на дому в МКОУ СОШ № 23
Положение об организации внеурочной деятельности МКОУ СОШ № 23
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение о совещании при директоре МКОУ СОШ № 23
Положение о работе с персональными данными работников и обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение о работе с обращениями граждан МКОУ СОШ № 23
Положение о прядке и основании перевода, отчисления обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение о промежуточной аттестации обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение о поурочном плане в МКОУ СОШ № 23
Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда МКОУ СОШ № 23
Положение о порядке приема обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение о комисси по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МКОУ СОШ № 23
Положение о внутренней системе оценки качества образования МКОУ СОШ № 23
Положение об учете неблагополучных семей МКОУ СОШ № 23
Положение об организации безопасных перевозок на школьном автобусе МКОУ СОШ № 23
Положение о школьном методическом совете МКОУ СОШ № 23
Положение о школьной научно-практической конференции обучающихся начальной школыМКОУ СОШ № 23
Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ СОШ № 23
Положение о рабочей прграмме МКОУ СОШ № 23
Положение о посещении мероприятий, не предусмотренных учебным планом МКОУ СОШ № 23
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений МКОУ СОШ № 23
Положение о дежурстве администрации по МКОУ СОШ № 23
Положение о внутришкольном контроле МКОУ СОШ № 23
Положение о библиотеке МКОУ СОШ № 23
Кодекс профессиональной этики педагогических работников МКОУ СОШ № 23
Положение о педагогическом совете
Архив
Положение о дежурном классе
Положение о конфликтной комиссии
Положение об органах ученического самоуправления
Положение о работе с персональными данными
Положение. о порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала
Положение о поурочном плане
Положение о промежуточной аттестации обучающихся
Положение о методическом совете
Положение о службе охраны труда
Положение об аттестационной комиссии
Положение о Совете по профилактике правонарушений
Порядок проведения единого государственного экзамена
Правила поведения учащихся
Положение о школьной форме
Образовательная программа
Положение о школьном методическом совете
Положение об Управляющем совете
Положение о комиссии по охране труда
Положение о правилах постановки учащихся на внутришкольный учет
Положение о группе продленного дня
Образовательная программа
Образовательная программа 2013-2014
Учебный план 2013-2014
Учебный план УКП первое полугодие 2013-2014
Учебный план УКП второе полугодие 2013-2014
Учебный план Сафронвской НОШ
ООП НОО МКОУ СОШ № 23
Программно-методическое обеспечение 2014-2015
Учебный план 2014-2015
Материально-техническая база
План фин-хоз деятельности
Библиотечно-информационные ресурсы НОО
Библиотечно-информационные ресурсы ООО
Библиотечно-информационные ресурсы СОО
Информация об оборудовании помещений для занятий
Архив
Учебники
Перечень учебников, используемых в образовательном процессе
Мониторинг обеспеченности обучающихся учебниками из фондов школьной библиотеки. начальная школа
Мониторинг обеспеченности обучающихся учебниками из фондов школьной библиотеки. основное общее образование
Мониторинг обеспеченности обучающихся учебниками из фондов школьной библиотеки. Среднее (полное) общее образование
ОРКСЭ
Анкета учителя ОРКСЭ
ОРКСЭ для родителей
ОРКСЭ методические материалы
Приказ о выборе модулей ОРКСЭ 2013 год
Государственная итоговая аттестация
Методически материалы по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2014 году
Правила заполнения бланков ЕГЭ в 2014 году
Приказ № 1394 от 25.12.2013 г Порядок проведения ГИА-9
Приказ № 1400 от 26.12.2013 г Порядок проведения ГИА-11
Приказ об утверждении сроков ЕГЭ
Организационно-территроиальная схема проведения ГИА
Разъяснение о выдаче свидетельств ЕГЭ
Действие ЕГЭ
Приказ Об утверждении единого расписания ОГЭ в 2014 году
Архив
Приказ об утверждении порядка проведения ЕГЭ
Порядок проведения ЕГЭ
ЕГЭ 2012
Бланки регистрации
Бланки ответов
Нормативно-правовая база ЕГЭ-2012
Приказ Минобразования Иркутской области № 9 -мпр от11.02.2013
О сроках проведения ГИА в 2013 году
Приказ № 1394 от 25.12.2013г. Порядок проведения ГИА-9
Приказ № 1400 от 26.12.2013г. Порядок проведения ГИА-11
Методическая работа
Открытый урок математики в 1 классе
Открытый урок математики во 2 классе
Открытый урок русского языка в 4 классе
Урок математики в 3 классе
Познавательная игра Российская империя эпохи Николая Второго
Российская империя эпохи Николая II
Урок математики в 1 «а»
Площадь прямоугольника
Планирование воспитательной работы
План урока Атмосферное давление. 7 класс
Открытый урок Атмосферное давление
Im gesunder K?rper — gesunder Geist
Последний звонок 2012
Конкурс Шоу – Менов и шоу – Вумен
НОВОГОДНИЙ КВН среди 8 – 11 классов
Режим работы школы
Календарный график
Расписание первое полугодие
Расписание второе полугодие
Расписание уроков и звонков на 2013-14 уч.год Сафроновка
Расписание внеурочной деятельности I полугодие 2013-2014
Расписание внеурочной деятельности II полугодие 2013-2014
Архив
Годовой учебный график 2012-2013
Дежурство по школе 2 четверть 2012-13 г.
Кружки и секции 12-13
Расписание 1 полугодие 12 - 13 год
Расписание внеурочной деятельности 12-13
Учебный план 2012-2013 учебный год
Годовой календарный график 2013-2014
Учебный план УКП первое полугодие полугодие 2013-2014
Учебный план 2013-2014
Публичный отчет
Самообследование МКОУ СОШ № 23 г. Тайшета
Публичный отчет за 2012-2013 учебный год
Публичный отчет
Архив
Анализ воспитательной деятельности
Анализ воспитательной деятельности за 11-12 год
Анализ учебной деятельности 2011-2012 год
Анализ итоговой аттестации
Материально-техническое обеспечение
Организация питания в школе на 2012-2013 год
Для родителей
Советы логопеда
Как научить ребенка правильно говорить
Как организовать логопедические занятия дома
Советы психолога
Десять ошибок в воспитании
Как повысить интерес ребенка к учебе
Как повысить успеваемость ребенка
Как справиться со стрессом
Что родители должны говорить о наркотиках
Объявления
Список детей на 2014-2015 ученый год 1 класса
Приказы о зачислении
Питание
Меню ГПД
Меню родительское
Меню Социальное
Об утверждении Комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся в общеобразовательных организациях Иркутской области
Во исполнение распоряжения Министерства образования Иркутской области от 13.09.2013 г. № 899-мп
Приказ о закреплении территорий
Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС ООО
ФГОС ООО
Приказ_1897
ФГОС НОО
П Р И К А З
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС СОО
П Р И К А З
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Архив
Основная образовательная программа НОО МКОУ СОШ № 23
Материалы на сайте Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Положение о порядке приема обучающихся МКОУ СОШ № 23
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений МКОУ СОШ № 23
Структура управления МКОУ СОШ №23 г.Тайшета
Общероссийские образовательные порталы
Школьная жизнь
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582
Контакты

Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в  программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 

Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы.  Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.


Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

Не случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных. Этот спор был начат очень давно и продолжается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой литературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесточённые столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры.

Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из то­го, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

 

 

 

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

 

Совет 2

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы, особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы воспитания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

 

Совет 3

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу.

Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

 

Совет 4

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

 

Совет 5

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

 

Совет 6

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что подругому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

 


Яндекс.Метрика